В настоящее время достаточно часто стали появляться на прилавках контрафактные изделия и фальсифицированная продукция.
Понятие контрафактной продукции закреплено в ст. 1515 Гражданского Кодекса РФ.
Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Необходимо различать понятия «контрафактный» и «фальсифицированный» товар.
Контрафактный товар – это новый продукт, созданный на базе уже существующего, в его основе - нарушение интеллектуальных прав, в частности, использование чужого логотипа или похожего настолько, что их легко перепутать; подделка внешнего вида товара, дизайнерских решений; незаконное использование мультимедиапродукции, книг и компьютерных программ, запатентованных технических решений.
Фальсифицированный товар - это товар, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
Фальсификация – это разновидность недобросовестной конкуренции, в виде введения потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара. Товар выдается за настоящий, но по качественным показателям таковым не являющийся (например: разбавленный бензин, лекарственное средство, не соответствующее химическим свойствам, заявленным в аннотации к данному препарату и т.д.)
Контрафактными товарами являются товары, произведённые без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощённой в товаре.
Объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения и иные объекты.
По результатам надзорной деятельности органов Роспотребнадзора и таможенных органов наиболее часто подвергаются подделке: одежда и обувь, детские игрушки; запасные части к автомобилям, аудиовизуальная продукция, парфюмерная продукция, кожгалантерея и др.
Признаками контрафактности товара являются:
- низкая цена товаров,
- низкое качество товара,
- Полное или частичное отсутствие информации (маркировки) в соответствии с требованиями законодательства,
- отсутствие сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании, отсутствие документов, разрешающих использование товарных знаков.
Выявление хотя бы одного несоответствия исследуемых образцов оригинальной продукции является признаком подделки.
Фальсификация (лат. falsificatio, от falsifico — подделываю; итал. falsificare — подделывать) означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.
Фальсифицированными считаются пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара.
Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана) колбасная продукция, кондитерские изделия и другие.
Действия по изготовлению, сбыту, в том числе продаже контрафакта, фальсифицированных товаров, направлены на обман потребителя с корыстной целью, как правило, с целью получения денежной выгоды.
Пресечению подобных правонарушений на рынке может помочь только активная позиция информированного и небезразличного потребителя. Законодательством РФ же предусмотрена также административная и уголовная ответственность.